Село Путилово находится в 90 верстах от Петербурга, в 32 от Шлиссельбурга, в 4 от Ладожекого озера, в 3 от архангельского почтового тракта, в 8 от реки Лавы.
Из дел гоф-интендантской конторы, управлявшей некогда селом Путиловым, видно, что предки нынешних жителей Путилова были выписаны сюда в 1712 году, из разных губерний, для работ по построению Петербурга. Часть их, в числе 73, была отправлена в мае 1725 года на работы в Стрельню.
По приказу Петра I собирали сюда со всей России мастеровых-камнетёсов, и для поддержания этого ремесла ломка известняка была предоставлена только им. 3 тыс. человек занимались этим, и именно их отправляли на строительные работы в Петербург, в Стрельню. По прорытому пленными шведами каналу сплавляли "путиловский" камень, на фундаменте которого строился Петербург.
Настоятель Тихвинской церкви в селе Путилове
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Построенная в 1718 году деревянная церковь спустя 10 лет сгорела о чем говорит Указ от 25 сентября 1728 г. под № 346 что, в этом году, 11 августа, церковь со всею утварью, сгорела после утрени и, вместо нее, этим указом повелено «на прежнем месте, деревянную церковь, в прежнее ж имя образа Тихвинские Пресвятой Богородицы строить по подобию прочих церквей, без всякого, по своему смышлению, приложение и умаление и, устроя, убрать св. иконами и благолепием, и когда оная церковь выстроится, и к освящению изготовлена будет, тогда, о освящении ея, и о даче освященного антиминса, требовать решение особливым донесением». По синодскому указу, петербургское духовное правление, от 20 января 1730 г., предписало священнику Василью Тимофееву “вновь построенный деревянный храм освятить по церковному чиноположению, а освященный антиминс ему, Тимофееву, из духовного правление дать”. Грамотою архиепископа Гавриила, от 8 апреля 1774 г., дозволено в деревянной церкви устроить придел во имя св. Николая.
Священник Тихвинской церкви в селе Путилове
Эта двухпрестольная церковь существовала до построение нынешнего храма и разобрана около 1790 года.
Нынешняя каменная церковь, во имя Тихвинской Божиеи Матери, с приделами св. Николая и Казанской Божией Матери, заложена 26 июня 1784 года. Антиминсы главного и Никольского престола освящены митрополитом Никанором 1854 года апреля 3; антиминс Казанского престола освящен митрополитом Никанором 1856 г. марта 18, а подписан митрополитом Григорием.
Проект храма составлен архитектором Е.Т. Соколовым и утвержден 28 мая 1784 г. митрополитом Гавриилом. Во время пожара, бывшего в Путилове в 1825 году, сгорел деревянный, верхний этаж колокольни; вместо него, по проекту архитектора П.И. Висконти, устроен этаж каменный. В 1844-1845 г. по проекту архитектора К.И. Брандта, храм распространен пристройкою новых алтарей, а старые обращены в церковь. Из хранящихся при церкви отчетов видно, что на распространение каменной церкви, по смете предполагалось 12,436 р., а употреблено 11,587 р. 85 к. Из них, 240 р. церковной суммы, 1,786 собрано с прихожан, 1,200 дал церковный староста, крестьянин села Путилова Прокопий Белой, 6,200 дано от щедрот Императрицы в 1786 году. На постройку новых алтарей по смете предполагалось 12,290 р. 69 ? к., а истрачено 10,789 р. 20 к. Из них церковной суммы 7,345 р., а от прихожан 3,443 р. 26 к.
При устроении храма особенно усердствовали церковные старосты, после Белого, староста Михаил Антонов. Когда, после пожара 1825 г. обновлялась колокольня и строилась каменная ограда, то усердствовал церковный староста, мастеровой Афанасий Васильев Макаров, пожертвовавший, деньгами и вещами, более чем на 6,350 р. с. По смерти его, сын его, Василий Афанасьев Макаров, также бывший церковным старостою, пожертвовал, на благолепие храма, деньгами и вещами 4,681 р. 85 к. и в пользу причта 3.500 р. При перестройках 1845 г. особенно усердствовал церковный староста Андрей Михаилов Шарыпин, давший на украшение храма 3,043 р. 24 к. с.
В 1858-1861 г., по плану архитектора А.Ф. Видова, пристроены к западной стене ризница и придел во имя Всемилостивого Спаса; его освятил 31 июля 1860 года наместник лавры архимандрит Никанор. В 1861 году, по плану А.Ф. Видова, надстроены над церковью 4 деревянные купола и обиты железом. На это, а равно и на другие починки, истрачено 11,255 р., 44 к. сер. Из этих денег 3,622 р. 8 к. собрано с разных лиц, а остальное - взято из церкви. Антиминс этого придела освящен епископом Агафангеллом 1859 г. декабря 21, а подписан митрополитом Григорием.
В храме достопримечательны:
1) храмовая икона Тихвинской Божьей Матери. Длина ее 20 верш., ширина 15 верш. Сребропозлащенная риза на ней весу 9 ф. 72 зол. Одежда Спасителя, чеканной работы, весом в 3 ф. 31 зол. Корона на Божией Матери "камариновая", с такими же звездами и со стеклянными клеймами. Икона помещается за стеклом, в резной, вызолоченной раме;
2) образ Спасителя, в Казанском приделе писанный, в 1730 году, Тимофеем Семеновым Дьяконовым. Вышина образа 1 арш. 14 верш., ширина 13 верш. В сребропозлащенной ризе его весу 15 ф. 17 зол. Образ этот сходен по рисунку с образом Тихвинской Божией Матери и потому можно полагать, что оба они писаны одним художником и в одно время [Иконы прежнего храма были писаны иконописцем новгородского северского наместничества, Климовского посада посадcким человеком Иваном Хрисанфовым Поляковым, по договору, засвидетельствованному 12 августа 1787 г. в маклерской конторе 3-й адм. части. Иконы эти заменены новыми, которые писал живописец петербургский купец Иван Александров Денисов.];
3) священные сосуды старинные, сребропозлащенные;
4) священные сосуды нового времени, с надписью на чаше: «от генерал-маиора Боголюбова», «от раба божия Алексия усердное пожертвование в церковь Тихвинской Божией Матери села Путилова, в 1848 г. февраля 2 дня»;
5) напрестольный сребропозлащенныи крест, с надписью: «построен сей святый крест во храм Тихвинские Владычицы, что в селе Путилове 1772 года августа 12 дня;
6) крест напрестольный кипарисный, в серебряном окладе, 1780 года;
7) крест сребропозлащенный, пожертвованный неизвестным лицом в 1883 г.;
8) евангелие в поллиста, печатанное в Москве в 1772 году.
Под изображениями евангелистов здесь имеются следующие надписи, под Матфеем: "преходя Иисус виде человека, сидяща на мытнице, Матфея глоголема и глогола ему: по мне иди, и востав по нем иде". Под Марком: "Марка поем приведи с собою, есть бо ми благо потребен в службу";под Лукою: “его же похвала в благовестии по всем церквам”; под Иоанном: «сей есть ученик, свидетельствуяй о сих, иже и написа сия»;
9) колокол с надписью: "сей колокол вылит села Путилова к церкви Тихвинские Божия Матери 1833 года, ноября 7 дня, усердием прихожан, под надзором благочинного, шлиссельбургской градской Благовещенской церкви, священника Фоки Быстрякова, при местных священниках - Иоанне Афанасьеве и Ефиме Семенове с братиею, отличным старанием и неослабным попечением церковного старосты, мастерового, Афанасия Васильева, сына Макарова. Слил в Валдае колокольных дел мастер Иван Смирнов. Весом 217 пудов". На колоколе изображены иконы Тихвинской и Казанской Божией Матери и св. Николая Чудотворца.
При церкви хранится план на церковную землю и межевые книги, из которых видно, что первое межевание произведено было в 1748 году Владимирского пехотного полка прапорщиком Тимофеем Долбиловым, а в 1830 г.по указу Правительствующего Сената, возобновлены межевые знаки коллежским секретарем Круглополовым.
Метрические книги имеются с 1755 года, и потом с 1760 по последние годы. Утрачены книги за 1781, 1782, 1783 1784, и за 1798 годы.